КУРДИСТАН  


Биография
Иракский Курдистан — под этим именем известны:

а) область этнического расселения курдов в Ираке (у курдов обычно именуется «Южный Курдистан»);

б) «Курдистанский регион» — курдское государственное образование в составе Ирака. По новой конституции Ирака имеет статус широкой автономии (отчасти напоминающий положение члена конфедерации); де-факто полунезависим.

Содержание
1 Территория
2 Природные условия
2.1 Климат
3 Экономика
3.1 Природные ресурсы
3.2 Сельское хозяйство
3.3 Промышленность
4 Население
4.1 Праздники
5 История
5.1 Южный Курдистан до вхождения в состав Ирака
5.2 Курдистан при иракской монархии
5.3 Сентябрьское восстание (1961—1975)
5.4 Эпоха Саддама Хусейна
5.5 «Свободный Курдистан»
6 «Курдистанский регион» в настоящее время
7 Ссылки
8 Литература



Территория
Если этнический Иракский Курдистан включает в себя провинции Эрбиль, Дахук, Сулеймания и Киркук, а также области Ханекин (провинция Дияла), Синджар и Махмур (провинция Мосул), с территорией 80 000 км кв.; и общим населением около 6 миллионов человек (что составляет 1/6 по территории и 1/4 по населению от всего Ирака), то «Курдистанский регион» — только три первые провинции с территорией 38 000 км кв.; и населением 3,5 миллиона; судьба остальных территорий находится в «подвешенном» состоянии, хотя предполагается, что в конце 2007 года будет проведён референдум, который окончательно определит их принадлежность. Фактическое положение этих областей также двусмысленно, так что их нельзя однозначно назвать ни включёнными в состав «Курдистанского региона», ни исключёнными из него, а скорее зависимыми от него территориями. На особом положении находится Киркук, где позиции курдских партий также достаточно сильны, но среди местного некурдского населения (арабов и туркоманов) в свою очередь сильны антикурдские настроения.


Природные условия
Иракский Курдистан отличает горный рельеф и обилие рек и озёр. Самая высокая гора — Чик Дар (3611 м). Леса (напр., в провинциях Эрбиль и Дахук — 770 га); курдским правительством проводятся интенсивные лесопосадки.


Климат
Иракский Курдистан делится на три природные зоны:

равнинный юг с субтропическими климатом, мягкими дождливыми зимами и жарким сухим летом с температурой до 40 °C;
нагорья, где лето жаркое, но зимы холоднее, со снегом; однако температура почти не опускается ниже 0 °C;
высокогорья с холодными зимами, температурами ниже 0 °C и снегом, который окончательно сходит лишь в июне—июле.

Экономика

Природные ресурсы
Считается, что нефтяные запасы Иракского Курдистана — шестые в мире по величине и насчитывают 45 млрд. баррелей. Курдистанская нефть составляет 60 % добываемой в Ираке. Центром всей иракской нефтедобычи является Киркук. Однако на территории «Курдистанского региона» нефть до сих пор не разрабатывалась, хотя он также располагает богатыми месторождениями — в районе Сулеймании (где нефть добывают кустарным способом), к северо-востоку от Эрбиля, а также в районе Дахука и Захо. С конца 2005 г. начата разработка последнего месторождения, а за ним также месторождения под Сулейманией.

Добывается битум, добывается и обрабатывается мрамор; есть залежи железа и никеля.

Важным природным богатством региона в условиях Ближнего Востока являются запасы пресной воды.


Сельское хозяйство
Иракский Курдистан — один из основных сельскохозяйственных районов Ближнего Востока. В нём выращивалось до 75 % всей иракской пшеницы. Только три провинции «Курдистанского региона» дают 50 % иракской пшеницы, 40 % ячменя, 98 % табака, 30 % хлопка и 50 % фруктов. Традиционно развито также животноводство, в основном овцы и козы.


Промышленность
Две ГЭС — в Докане и Дербенди-Хане — работают далеко не в полную мощность; при условии реконструкции они способны полностью удовлетворить потребности региона в электроэнергии. В районе Сулеймании расположены два крупных цементных завода, ныне процветающие в связи со строительным бумом; намечено также строительство нового завода в Харире. Вообще индустрия, связаная со строительством, бурно развивается. Имеются также крупные предприятия текстильной и пищевой промышленности, впрочем, после 1991 года пришедшие в упадок; в Салахаддине (под Эрбилем) построен трубопрокатный завод. Намечается постройка нефтереперабатывающих заводов в четырёх главных городах «Регионального Курдистана» (Эрбиль, Сулеймания, Дахук, Захо).


Население

Ассирийская церковь в Иракском КурдистанеНаселяющие Иракский Курдистан курды говорят на двух различных диалектах курдского языка: курманджи и сорани, причём сорани живут на юге и востоке (их «столица» — Сулеймания), тогда как курманджи — на севере и западе региона. Также есть христиане — ассирийцы и халдеи (халдо-католики), главным образом в районе Дахука (30 000; в настоящее время их число увеличивается за счёт миграции из арабских областей), сильно ассимилировавшиеся с курдами, туркоманы (в районах Эрбиля, Киркука и Мосула), и арабы, число которых за пределами «Курдистанского региона» резко возросло во времена правления Саддама Хусейна. Курды — по вероисповеданию — в основном мусульмане-сунниты (большинство шиитов, из племени файли, были изгнаны в Иран в 1971—1972 годах; шиитским поныне является часть населения Ханекина); курды-езиды (самооценка 500 000, явно завышена) живут в основном в Синджаре и районе Дахука; под Дахуком находится главная святыня езидов — Лалеш. Есть армянские общины в Захо и Дахуке (всего в «Региональном Курдистане» 10 000 армян). До начала 1950-х годов жили и евреи, также сильно ассимилировавшиеся с курдами; затем они в большинстве эмигрировали в Израиль.


Праздники
Главный национальный праздник Иракского, как и всего, Курдистана — древнейший, не только доисламский, но и дозороастрийский иранский праздник Нового года — Ноуруз (21 марта). Вообще же официальный календарь насчитывает 60 праздников и памятных дат (включая траурные — как например день смерти Мустафы Барзани 1 марта); кроме мусульманских праздников официально отмечаются ассирийские (ассирийский Новый Год — 1 апреля и Рождество); езидские («езидские дни» 6—13 октября) и международные (1 января, 8 марта, 1 мая).

История

Южный Курдистан до вхождения в состав Ирака
Согласно предположениям учёных (в частности О. Л. Вильчевского), территория Иракского Курдистана (треугольник Эрбиль—Киркук—Сулеймания в горах Загроса) стали местом формирования современного курдского этноса из ряда живших здесь иранских (мидийских) племён. Под Сулейманией найден первый известный текст на курдском языке — так называемый «сулейманийский пергамент» VII века, с небольшим стихотворением, оплакивающим нашествие арабов и разрушение ими святынь зороастризма. В 1514 году нынешний Иракский Курдистан вошёл в состав Османской империи. В Позднем Средневековье на его территории существовало несколько полунезавивсимых эмиратов: Синджар (езидский эмират с центром в Лалеше), Бахдинан (столица — г. Амадия), Соран (столица Ревандуз) и Бабан (столица Сулеймания). Эти эмираты были ликвидированы турками в 1830-х годах. Административно территория Иракского Курдистана составляла Мосульский вилайет. Впрочем, из-за слабости османской власти многим племенам, особенно жившим в труднодоступных горных районах, удавалось сохранять полу- или почти полную независимость.

В ходе Первой Мировой войны в 1917 году англичане заняли Киркук, а русские войска — Сулейманию. Русский фронт после этого развалился из-за революции, но англичане в начале ноября 1918 году взяли под свой контроль весь Мосульский вилайет. Вскоре английские оккупанты начали сталкиваться с сопротивлением курдов, в дела которых они активно вмешивались. Это сопротивление, принявшее массовый характер, возглавил Махмуд Барзанджи, провозгласивший себя королём Курдистана. Первоначальной идеей англичан было создание Мосульском вилайете федерации племенных курдских княжеств, но после создания англичанами Иракского королевства было решено присоединить вилайет к Ираку. Видимо, решающую роль сыграло здесь открытие в 1922 году нефти под Киркуком: для её эксплуатации англичане нуждались в стабильности и прочной государственной власти, которую племенные княжества обеспечить не могли.

Турция некоторое время выдвигала претензии на Мосульский вилайет, утверждая, что англичане оккупировали его незаконно, так как условия Мудросского перемирия 1918 года его не затрагивали. Вопрос был передан на рассмотрение Лиги наций. 16 декабря 1925 года Совет Лиги Наций постановил оставить Мосульский вилайет за Ираком, приняв в качестве основы демаркационную линию (так наз. «Брюссельская линия»), установленную годом раньше.


Курдистан при иракской монархии
При передаче Мосульского вилайета Ираку был продекларирован ряд национальных прав курдов: так, предполагалось, что чиновники в Курдистане будут из местных жителей, курдский язык станет языком делопроизводства, суда и образования. Ничего этого на деле исполнено не было. Фактически 90 % чиновников были арабы, образование на курдском языке допускалось только в начальных школах, в область инвестировалось явно несоразмерное с её значением количество бюджетных средств, промышленность не развивалась. Кроме того, курды ощущали дискриминацию при приёме на работу, в ВУЗы и военные училища. Всё это вызывало недовольство, помноженное на обострившиеся национальные чувства.

До 1931 года главным очагом национального движения иракских курдов была Сулеймания — столица Махмуда Барзанджи; после подавления последнего восстания Барзанджи первостепенную роль в курдском движении начинает играть племя барзан и его вожди — шейх Ахмед Барзани и особенно Мустафа Барзани. Под их руководством барзанцы поднимают целый ряд восстаний против центральной власти (1931—1932 — шейх Ахмед; 1934—1936 — под руководством Халила Хошави; и наконец, наиболее крупное восстание Мустафы Барзани в 1943—1945 гг.). Одновременно (1939) возникает националистическая организация иракских курдов «Хива» («Надежда»), в которую входил целый ряд политических деятелей самой различной ориентации (от правых либералов до крайне левых), включая, например, личного адъютанта регента Ирака майора Иззата Абдель-Азиза (повешен в 1947 году). Противоречия между правым и левым крылом «Хивы» привели к её расколу в 1944 году и выделению из неё левой партии «Рызгари курд» («Освобождение курдов»), члены которой наряду с членами партии «Шорш» («Революция») в 1946 году создали Демократическую партию Курдистана под председательством Мустафы Барзани.


Сентябрьское восстание (1961—1975)
Свержение иракской монархии в 1958 году на короткое время дало равноправие курдам и посеяло надежды на улучшение ситуации как в социально-экономической (аграрная реформа), так и в политической (автономия) сфере. Разочарование курдов, как и поворот правительства Касема в сторону арабского шовинизма, стали причиной Сентябрьского восстания 1961—1975 гг., под предводительством Барзани и ДПК. Официальный лозунг восставших был: «Демократия Ираку — автономия Курдистану!» Уже в первый год восстания Барзани берёт под контроль всю горную часть Иракского Курдистана с населением 1 млн. 200 тыс. человек, которая получила название «Свободного Курдистана»; роль власти в нём первоначально играли органы ДПК, в 1964 году были созданы «Совет Революционного Командования Курдистана» (парламент) и «Исполнительный совет» (правительство). 11 марта 1970 года между Барзани и Саддамом Хусейном был подписан договор, принципиально признававший за курдами право на автономию. Предполагалось, что конкретно закон об автономии будет разработан в течение четырёх лет по обоюдному соглашению. Однако 11 марта 1974 года Багдад в одностороннем порядке провозгласил закон, не устраивавший курдов (Барзани назвал предлагавшуюся автономию «бумажной»). Предполагалось создание автономии на территории Эрбильской, Дахукской и Сулейманийской провинций со столицей в Эрбиле; на этой территории курдский язык объявлялся официальным, создавались законодательный (парламент) и исполнительный (правительство) советы. Ряд положений закона предусматривал самый плотный контроль над деятельностью автономных властей правительства. Но курдов более всего возмутило установление границ, в результате чего в состав автономии не вошла половина Иракского Курдистана, включая нефтеносный Киркук. В Киркуке, отчасти в Синджаре правительство уже несколько лет проводило энергичную арабизацию, изгоняя курдов и поселяя на их месте арабов. В этом же русле восприняли курды изгнание в Иран в начале 1972 года 40 тыс. курдов-файли (шиитов). В результате Барзани начал новое восстание, продолжавшееся год и потерпевшее поражение после заключения Алжирского договора между Ираком и Ираном (6 марта 1975 года), предусматривавшего в обмен на пограничные уступки прекращение Ираном поддержки восстания и совместное с Ираком выступление против повстанцев в случае его продолжения.


Эпоха Саддама Хусейна
Поражение Сентябрьского восстания сопровождалось массовой эмиграцией курдов в Иран. В мае 1976 года ДПК и новосозданный Патриотический союз Курдистана во главе с Джалялом Талабани возобновили вооружённую борьбу, но она далеко не достигала прежней силы. На территории трёх провинций была установлена автономия, носившая в значительной степени марионеточный характер. За их пределами, проводилась довольно жёсткая политика арабизации. Так, до 1980 года было разрушено около 600 курдских селений и депортировано в особые посёлки до 200 000 человек.

С началом ирано-иракской войны (1980 год) Иракский Курдистан становится полем боя между иракцами, с одной стороны, иранцами и поддерживаемыми ими иракскими курдами — с другой. 22 июля 1983 года иранцы вторглись на его территорию, а уже к октябрю, при активной поддержке ДПК и ПСК, контролировали 400 кв. км в районе Пенджвина. Новое иранское наступление в Курдистане началось в марте 1987 года; иранцы и курды дошли до Сулеймании, но были остановлены на подступах к городу. Однако в мае 1988 года иракские войска вытеснили иранцев из Курдистана. В ходе этих боёв иракцы активно применяли химическое оружие как против курдских военизированных отрядов (пешмерга), так и против населённых пунктов. Особенно известна газовая бомбардировка Халабджи 16 марта 1988 года.

На заключительном этапе войны (1987—1988 гг.) Саддам Хусейн предпринял «чистку» Курдистана, известную как операция «Анфаль». 182 тыс. курдов было «анфалировано» (вывезено на армейских грузовиках и уничтожено), ещё 700 тыс. депорт


Достижения
Мидия — древнее государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Дешт-и-Кевлер на востоке. Мидийское царство существовало в 670 до н. э. — 550 до н. э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии.
Ираноязычные племена мидийцев известны в истории с начала IX века до н. э., когда они переселились из Средней Азии (по другой версии, с Северного Кавказа вокруг Каспийского моря) в Иран. В следующие века мидийцы постепенно ассимилировали неарийские племена кутиев, лулубеев и касситов, с древнейших времен населявших территорию Ирана. В конце IX в. — начале VIII в. до н. э. Мидия была завоёвана ассирийцами, однако около 673 до н. э. мидийцы, которых возглавил некий Каштарити, восстали и обрели независимость.
Вскоре после этого Мидией стала править местная династия, основателем которой был некий судья Дайукку. Его сын Фравартиш смог захватить Персию, а при его внуке — Увахшатре (греч. Киаксар) — мидийцы завоевали совместно с вавилонянами огромную Ассирийскую державу. При этом Мидии отошла Северная Месопотамия; вслед за тем Увахштра покоряет Урарту и нападает на мелкие царства восточной Малой Азии; после длительной войны он успешно делит с Лидией Анатолию по реке Галис (Кызыл-Ырмак). Таким образом к концу царствования Увахштры мидийцы оказываются на вершине могущества, владея всем нынешним Ираном, Армянским нагорьем, Северной Месопотамией и востоком Малой Азии.
Столицей Мидии являлся город Экбатаны (ныне Хамадан). Мидийский царь носил титул «Царя царей», что, впрочем, отражало не вселенские притязания (как это стали истолковывать позже), а тот факт, что он изначально был «первым среди равных» вассальных царьков. Сын Увахшатры, Иштувегу (греч. Астиаг), попытался укрепить царскую власть, чем вызвал оппозицию вельмож. Около 550 до н. э. Мидия была завоёвана вассальным персидским царьком Киром II, как говорят предания, при активной помощи недовольных Иштувегу мидийских вельмож. Персы были родственны мидийцам, сам Кир по матери принадлежал к мидийскому царскому роду (он был внуком Иштувегу), и, судя по всему, мятежные мидийские вельможи рассматривали победу персов как дворцовый переворот. Однако их надежды были обмануты: в течение одного поколения мидийцы были оттеснены от всех значительных постов и могли занимать лишь второстепенные должности в мировой державе Ахеменидов, а сама Мидия была превращена в одну из рядовых сатрапий и платила дань персам наряду с прочими покорёнными народами. Впрочем, Экбатаны продолжали считаться одной из столиц персидских (а затем парфянских) царей, где они предпочитали проводить знойные летние месяцы.
После смерти Александра Македонского последний сатрап Мидии Атурпатак (Атропат) провозгласил себя царём на севере своей бывшей сатрапии, в районе озера Урмия, основав таким образом государство «Малая Мидия», иначе «Мидия Атропатена», или просто «Атропатена» (отсюда происходит название Азербайджан).
Мидийский этнос, под властью разных правителей, существовал до конца античности.
Мидийцы были очень близки к персам и по языку, и по религии, и по обычаям. Они носили длинные волосы и бороды; как и персы и все иранцы, они носи штаны, короткие сапожки и на поясе — акинак (среднее между длинным кинжалом и коротким мечом), бывший отличительным признаком свободного мужчины. В отличие от персов, они надевали не узкие куртки, а длинные свободные одеяния с большими рукавами (их быстро переняла персидская знать и презирали греки, считая «женскими»); от персов их также отличал особый вид головных уборов. Мидийские пехотницы были вооружены короткими копьями и плетеными, обтянутыми кожей щитами. Но в отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей. Мидийский царь сражался в центре войска, стоя ассирийской колеснице — обычай, перенятый персами. Как и все иранские народы, мидийцы использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие и всадников, и коней.
Среди мидийцев более, чем среди персов, был развит чистый зороастризм, возможно, бывший государственной религией при Иштувегу. Недаром зороастрийские священнослужители — маги- происходили из мидийского племени с этим именем и до сего дня сохранили его название.
Вопрос о мидийском языке спорный. Одни учёные (например, И. М. Дьяконов. История Мидии, М.-Л., 1956) принимают существование единого мидийского языка; другие (например, О. Л. Вильчевский. Курды, м., 1961) отрицают это, считая, что мидийцы говорили на нескольких диалектах, которые наряду с персидским диалектом составляли единый древнеиранский язык. Это аргументируется тем, что языки, которые можно считать потомками мидийского (именно талышский, курдский), не демонстрируют необходимой степени родства. Во всяком случае, a priori можно полагать, что общим языком в Мидии был диалект Экбатанского округа (по общему правилу, согласно которому государственный язык — это, за немногими исключениями, язык столицы и двора).
Письменность, несомненно, существовала, но памятников её не обнаружено. Замечательно, что клинописное письмо, которым записаны у персов тексты на персидском языке, представляет собой приспособленную к персидскому языку урартскую клинопись — следовательно, она могла попасть к персам только через мидийцев. Мидийское происхождение (по особенностям произношения) обнаруживают также некоторые слова древнеперсидского языка, относящиеся к социальной и государственной сфере, например слово «сатрап».
В наше время потомками мидийцев, не без некоторого основания, называют себя курды.
Айюби́ды (Эйюбиды) - династия султанов Египта курдского происхождения (1171-1250). Первоначально вассалы династии Зенгидов в Халебе. Посланные в 1169 султаном Нур ад-Дин Махмудом на помощь Фатимидам для организации сопротивления крестоносцам, узурпировали власть, захватив пост везира Египта. После смерти в 1171 последнего халифа ал-Адид ли-Дини-Ллаха, ликвидировали Фатимидский халифат, объявили Египет частью султаната Зенгидов и признали духовную власть Аббасидов. В 1174 провозгласили независимость от династии Зенгидов и начали обширные завоевания.
Её основатель Салах-ад-Дин низложил шиитскую династию Фатимидов, опираясь на тюркско-сельджукские войска, находившиеся в Египте. Власть Айюбидов распространилась на Киренаику, Триполитанию, Йемен, Сирию, верхнюю Месопотамию. Они нанесли ряд поражений крестоносцам, преследовали шиитов. В религиозной жизни укреплялось господство суннизма. Все выходцы из рода Айюба имели в самостоятельном правлении отдельные провинции. В 1238 г. государство распалось на уделы. В 1250 г. мамлюки убили последнего султана из Айюбидов и захватили власть.
Держава Айюбидов делилась на многочисленные уделы. Глава династии носил титул султана, прочие члены династии—амиров.
Важнейшие представители:
• Саладин 1171—1193
Ардаланское ханство - одно из курдских феодальных государств, расположенное на границе Османской империи и Ирана. С XVI векe velikoe gosudarstvo
Династия Арделан
• Баб Ардалан I
• Кулул I
• Хизра I
• Ильяс I
• Хизра II
• Хасан I
• Баблул I
• Мунзир I
• Мамун-бек I
• Биге-бек I
• Мамун-бек II
• Сурхаб-бек I
• Султан Али-бек I
• Басат-бек I ( -?-1578)
• Тимур-хан I ( -1578-1589)
• Халу-хан I ( -1589-1616)
• Ахмад-хан I (1593-1616-1637)
• Сулейман-хан I ( -1637-1657)
• Калб Али-хан I ( -1657-1679)
• Ахмад-хан II ( -1679-1679;1688-1694)
• Хусрав-хан I ( -1679-1682)
• Тимур-хан II Арджалу ( -1682-1688)
• Мухаммед-хан I ( -1694-1701-?)
• Мухаммед-хан II Гурджи ( -1701-1704)
• Хасан Али-хан I ( -1704-1706)
• Хусайн Али-хан I ( -1706-1709-?)
• Кай Хусрав-бек I ( -1709-1710-?)
• Аббас Кули-хан I ( -1710-1716;1719-1723)
• Али Кули-хан I ( -1716-1719-?)
• Хане-паша I Бабанский ( -1723-1729-?)
• Субхан Вирди-хан I ( -1729-1732;1733-1743;1744-1745;1746-1748)
• Халид-паша I Бабанский ( -1732-1733-?)
• Мустафа-хан I ( -1733-1733)
• Ахмад-хан III ( -1743-1744-?)
• Мауля Вирди-хан I ( -1745-1746-?)
• Мухаммед Риза-бек I Гурджи ( -1746-1746-?)
• Хасан Али-хан II ( -1746-1746;1748-1750-1751)
• Карим-хан I ( -1750-1752-1779)
• Хусрав-хан II ( -1752-1752;1756-1763;1766-1790)
• Салим-паша I Бабанский ( -1752-1756-1758)
• Сулейман-паша I Бабанский ( -1763-1764)
• Али-хан I ( -1764-1766-?)
• Лутф Али-хан I ( -1790-1794)
• Хасан Али-хан III ( -1794-1799-1802)
• Аманалла-хан I ( -1799-1824)
• Хусрав-хан III (1804-1824-1834)
• Риза Кули-хан I (1823-1834-1846;1846-1847;1848-1848-?)
• Аманалла-хан II ( -1846-1846;1848-???)
• Хусрав-хан IV Армани ( -1847-1848-?)

Барзан —
1. посёлок в Иракском Курдистане, под г. Амадие, на берегу р. Большой Заб; центр одноименного округа (каза Мерга-Сур, провинция Эрбиль).
2. курдское племя, проживающее в этом округе и сыгравшее большую роль в истории курдского национально-освободительного движения.
Собственно, «Барзан» — это название группы курдских племен (основное — барожи, живет в самом Барзане; также мзури, ширвани и др.), объединившейся в ХIХ веке под духовной и светской властью шейхов суфийского ордена Накшбанди. Кроме мусульман, членами этого союза являются несколько селений христиан-ассирийцев; до начала 1950-х гг. в Барзане проживало также много евреев.
Институт накшбандийских шейхов появился в Барзане в начале XIX, но объединение окрестных племен вокруг Барзана произошло во второй половине этого века при шейхе Абдель-Саляме I. Внук последнего шейх Абдель-Салям II (ум. 1914 или 1916), провел в Барзане ряд реформ и в частности разделил общинные земли поровну между всеми членами племени, при чем себе шейх взял надел, полагавшийся рядовому общиннику. Введенная им система, основанная на принципах строгой справедливости, равенства и взаимопомощи, настолько сплотила племя и подняла его боевой дух, что соседи за исключительную храбрость и преданность своему шейху прозвали барзанцев «диванна» — «безумными». Абдель-Салям был связан с курдскими освободительными организациями (такими как «Лига Курдистана») и поднял несколько восстаний против Турции, после поражения последнего (1914 г.) бежал в Россию, затем вернулся в Иранский Курдистан, был там схвачен в результате измены, выдан туркам и повешен в Мосуле.
Линию религиозно-нравственных реформ продолжил брат Абдель-Саляма II шейх Ахмед Барзани. Он, в частности, запрещал без нужды поднимать руку на все живое: убивать диких животных, рубить живые деревья (только сушняк) и т. д.; он запретил также обычай калыма и насильственные браки. Шейх с пренебрежением относился к формальным требованиям и обрядам религии, полагая спасение в добродетельной жизни. Это привело в частности к тому, что его последователями, оставаясь христианами, стали (и доныне считают себя) барзанские ассирийцы. Вообще шейх Ахмед отличался абсолютной веротерпимостью.
Шейх Ахмед и особенно его младший брат Мустафа Барзани внесли большой вклад в национально-освободительное движение иракских курдов. В 1919 г. шейх Ахмед впервые поднимает восстание против английских колонизаторов; барзанцы убивают английского комиссара в регионе и совместно с соседними племенами захватывают г. Амадие. В отместку англичане сожгли Барзан. На протяжении всех 20-х годов барзанцы продолжали волноваться, в 1931-32 гг. вспыхнуло новое восстание, вызванное попыткой правительства установить в области полицейские посты. Восстание было подавлено с помощью английской авиации; барзанцы бежали в Турцию, но затем вернулись под амнистию. Вопреки амнистии шейх Ахмед и вся семья Барзани были сосланы, а против барзанцев начались репрессии, ставшие причиной восстания Халила Хошави (1934-36 гг.) Это восстание было подавлено с помощью турок, Хошави убит. В 1943-45 гг. в Барзане произошло крупное восстание под руководством Мустафы Барзани, при подавлении которого все племя (10 тыс. человек, из них 2 тыс. вооруженных мужчин) выселилось в Иранский Курдистан, где приняло активное участие в защите Мехабадской республики После разгрома Мехабадской республики, весной 1947 г. племя вернулось в Ирак и было сослано. В 1952 г. рядовым членам племени было разрешено вернуться в Барзан, тогда как шейх Ахмед, приговоренный к смертной казни и отказавшийся просить о помиловании, оставался в заключении. Он вернулся в Барзан только после революции 1958 г. Во время Сентябрьского восстания 1961-75 г. шейх Ахмед провозгласил Барзан нейтральным, чтобы уберечь от карательных акций со стороны правительственных войск. После смерти шейха Ахмеда (1969) институт шейхов потерял всякое значение.
В 1978 г. племя было выселено из Барзана в концлагеря, а сам Барзан полностью разрушен. В 1983 г. все мужчины — члены племени от 16 лет и старше (ок. 8 тысяч человек) были вывезены в неизвестном направлении и по всей видимости казнены. После освобождения Иракского Курдистана в 1991 г. в ходе совместной операции США, Великобритании и Франции барзанцы получили возможность вернуться на родину и восстановить свои селения.
Отличительным признаком барзанцев является красно-белый головной платок. Ранее у них было принято наголо брить головы, теперь этот обычай оставлен.
Барзани — род лидеров Иракского Курдистана, происходящий от шейхов суфийского ордена Накшбанди.
Согласно легенде, род этот ведет свое начало от средневековых эмиров княжества Бахдинан (столица — г. Амадие), один из представителей рода которых, Масуд, будто бы поселился в деревне Хафнака. Его внуком считается Таджэддин, в начале XIX века основавший суфийскую такийе (обитель) в селении Барзан и ставший перым шейхом одноименного племени. Внук этого Таджэддина, шейх Абдель-Салям I (ум. 1872), отличался выдающейся (по местным меркам) мусульманской ученостью и стал фактическим создателем племенного союза барзан. Его сын шейх Мухаммед ничем не прославился, зато сыновья шейха Мухаммеда: лидер нескольких антитурецких восстаний шейх Абдель-Салям II, шейх Ахмед, которого почитают святым как мусульмане, так и христиане Барзана (см.о них в статье «барзан») и особенно прославленный общенациональный лидер Мустафа Барзани — сыграли крупную историческую роль.
Сын Мустафы Барзани Масуд Барзани в настоящее время является президентом Иракского Курдистана и председателем Демократической Партии Курдистана, тогда как племянник последнего Нечирван Барзани (его отец Идрис руководил военной деятельностью ДПК в 1980-х гг.) — является премьер-министром Иракского Курдистана. Младший сын Мустафы Барзани Ваджах командовал курдскими пешмерга во время войны 2003 г.; тяжело ранен при наступлении на Мосул.
Демократическая Партия Курдистана (Ирак) (ДПК) (Partiya Demokratya Kurdistanê — PDK; используется также английская аббревиатура — KDP) — одна из старейших курдских политических партий. Была создана 16 августа 1946 года на подпольном съезде в Багдаде слиянием трёх существовавших до той поры организаций: «Рызгари» («Освобождение»), «Шорш» («Революция») и Сулейманийского комитета Демократической партии Иранского Курдистана. Её председателем был заочно избран находи


Демократическая Партия Курдистана (Ирак) (ДПК) (Partiya Demokratya Kurdistanê — PDK; используется также английская аббревиатура — KDP) — одна из старейших курдских политических партий. Была создана 16 августа 1946 года на подпольном съезде в Багдаде слиянием трёх существовавших до той поры организаций: «Рызгари» («Освобождение»), «Шорш» («Революция») и Сулейманийского комитета Демократической партии Иранского Курдистана. Её председателем был заочно избран находившийся на тот момент в Мехабаде Мустафа Барзани, первым секретарём — соратник Барзани, адвокат Хамза Абдалла, который, собственно, и провёл техническую работу по организации новой партии. До III съезда (1952 г.) партия носила название «Курдская демократическая партия». В её программе ставилась цель добиться автономии Иракского Курдистана и проведения в нём социальных реформ. На III съезде партии первым секретарём стал видный литератор Ибрагим Ахмед, который дополнил программу пунктом, провозглашающим идеологической основой партии марксизм-ленинизм. Впрочем, сам Ибрагим Ахмед не скрывал, что ввёл в программу этот пункт с целью отвлечь курдскую молодёжь от коммунистов. После революции 1958 г. в Ирак возвращается номинальный руководитель партии — Барзани, который и берёт в свои руки управление. Пользуясь своим авторитетом, он некоторое время лавировал между двумя фракциями: правой (Ибрагим Ахмед) и левой, прокоммунистической (Хамза Абдалла), но летом 1959 г. «вычистил» прокоммунистическую фракцию из партии. В это время ДПК становится второй по численности (после Компартии) иракской партией; в Курдистане она была практически монополистом, вытеснив ИКП и полностью овладев массами. Большой популярностью пользовлся орган ДПК — газета «Хабат» («Борьба»).
Отношения между ДПК и режимом Абдель-Керима Касема, вполне дружественные вначале, быстро начали портиться. ДПК требовала автономии для Иракского Курдистана; Касем отказывался выполнить это требование. Весной-летом 1961 г. Касем предпринял ряд акций против ДПК и затем (в сентябре) попытался силой задавить движение в Курдистане. Результатом стало «Сентябрьское восстание» 1961—1975 гг. В первый период восстания возникло два центра: на севере, где командовал Барзани, и на юго-востоке, в районе Мават, где находилась штаб-квартира ДПК. Отношения между Маватом и Барзани были довольно напряжённые, между верхушкой, состоявшей из партийной интеллигенции, и формальным председателем партии (которого интеллигенты считали «феодалом») шла глухая борьба за лидерство. В феврале 1964 г. Ибрагим Ахмед воспользовался случаем (заключённым Барзани перемирием с иракскими властями) и попытался перехватить лидерство, обвинив Барзани в предательстве. В результате, однако, созванный Барзани съезд партии исключил из неё Ибрагима Ахмеда и весь состав Политбюро. После этого лидерство Барзани в партии уже никем не оспаривалось.
После поражения Сентябрьского восстания (1975 г.) партия переживает кризис. Мустафа Барзани объявляет об уходе со всех постов (хотя фактически остаётся руководителем партии до самой смерти). На конференции в Западном Берлине создается Временное руководство (ВР) во главе с д-ром Сами Абдель Рахманом, которое берёт на себя задачу реорганизации партии и возобновления вооружённой борьбы. Большую роль в этом процессе играют сыновья Барзани — Идрис и Масуд, который и избирается председателем партии после смерти Барзани в 1979 г.
Во время Ирано-иракской войны 1980—1988 гг. ДПК, опираясь на поддержку Ирана, вела борьбу против режима Саддама Хусейна. В марте 1991 г., после победы сил международной коалиции над Ираком, ДПК вместе с Патриотическим Союзом Курдистана подняли восстание и в короткий срок освободили весь Иракский Курдистан. После поражения восстания, а затем изгнания иракцев из трёх провинций силами НАТО, в «Свободном Курдистане» были проведены выборы, по результатам которых ДПК получила 51 место в парламенте, а ПСК — 49 мест. Претензии ПСК на руководство «Свободным Курдистаном» привели к гражданской войне между ним и ДПК (1994—1998), в результате которой ПСК сформировал своё собственное правительство в Сулеймании, а ДПК продолжало править Эрбилем и Дохуком. Выборы 2005 г. в курдский парламент дали ДПК 52% голосов; однако, уступая требованиям ПСК, партийное руководство согласилось поделить власть по формуле 50:50. После этого процесс объединения двух регионов ускорился. 12 июня 2005 г. Масуд Барзани провозглашён президентом Иракского Курдистана; 7 мая 2006 г. сформировано объединенное Региональное Правительство Иракского Курдистана (hikumêta hêrema Kurdistanê; обыкновенно используется англ. аббревиатура KRG) во главе с представителем ДПК Нечирваном Барзани.
По своей идеологии ДПК, несмотря на декларировавшуюся одно время приверженность «пути марксизма-ленинизма», всегда носила характер (сравнительно с другими курдскими партиями) правой и традиционалистской партии. В экономической политике, ДПК придерживается либерального курса. В настоящее время ДПК имеет статус наблюдателя в Социалистическом интернационале.
Партийным цветом считается жёлтый, партийная эмблема - голова орла.
Мехабадская республика — название курдского государственного образования в Иранском Курдистане, существовавшего с 22 января по 16 декабря 1946 г., со столицей в г. Мехабад.


Кази Мухаммед и Барзани в форме мехабадского генерала.
Район Мехабада, известный у курдов под названием «Мукринский Курдистан», был оккупирован Красной Армией в августе 1941 г. в соответствии с англо-советскими договоренностями о совместной оккупации Ирана; однако затем советские войска были отведены севернее, к линии Ушну-Миандоаб. Со своей стороны англичане оккупировали районы до линии Сердешт-Секкез, которая была признана разграничительной между советской и английской зонами. Таким образом территория между Секкезом и Миандоабом оказалась «нейтральной зоной», впрочем входящей в советскую сферу влияния.
Фактическим правителем этой территории оказался Кази Мухаммед, занимавший должность кази (духовного и светского судьи) и градоначальника г. Мехабада. Кази Мухаммед был тесно связан с националистической организацией «Жиине Курдистан» («Жизнь Курдистана»), в просторечии именовавшейся обыкновенно «Комала» -"Комитет"; с 1942 года он её возглавил.
К осени 1945 г. Москва взяла последовательный курс на отторжение Южного Азербайджана от Ирана с дальнейшим включением в состав СССР или превращением в государство-сателлит. Курдистан в этом смысле интересовал Москву меньше и главным образом в русле азербайджанского вопроса. В сентябре в Баку приглашается курдская делегация во главе с Кази Мухаммедом. На переговорах с первым секретарем ЦК Азербайджанской ССР Мир-Джафаром Багировым Кази Мухаммед категорически отверг предложение Курдистану войти в состав Азербайджана на правах автономии. Тем не менее, Багиров выразил готовность поддержать курдов. По некоторым сведениям, именно он выдвинул предложение об организации в Иранском Курдистане массовой партии с широкой программой социально-экономических реформ. И действительно, вскоре после возвращения делегации из Баку, 25-28 октября 1945 г., состоялся учредительный съезд Демократической Партии Иранского Курдистана, созданной на основе «Комалы»; её председателем был избран Кази Мухаммед.
12 декабря 1945 года в Тебризе была провозглашена «Демократическая Республика Азербайджан». Немедленно по получении этого известия, на всех государственных учреждениях в Мехабаде были спущены иранские флаги. Официальное провозглашение «Курдской Народной Республики», вошедшей в историю как «Мехабадская республика», произошло 22 января 1946 г. на массовом митинге на центральной площади города «Чарчара» («Четырёх фонарей»). Кази Мухаммед объявил в своей речи, что курды — отдельная нация, живущая на собственной земле, и как все нации имеет право на самоопределение. Над зданием градоначальства был поднят флаг, в 1944 г. принятый как общенацинальный курдский: красно-бело-зелёное полотнище с изображением солнца и книги в обрамлении колосьев (впоследствии книга и колосья с эмблемы исчезли, трёхцветный флаг с солнцем поныне считается курдским национальным флагом)).
Президентом республики был объявлен Кази Мухаммед, правительство было составлено из лидеров ДПИК, объявленной единственной правящей партией. В состав новой республики вошли округа Мехабада, Ушну, Тергевера, Сердешта, Бане.
Провозглашение республики вызвало взрыв всеобщего энтузиазма. Участник событий так описывает царившую в городе атмосферу: «В тот же день, я зарядил ружье и стал стрелять в небо, чтобы воздать благодарность Богу. В течение недели, в Мехабаде не было ни дня ни ночи, а только звуки тамбуринов и песен, и все мы танцевали на радостях». Однако следует отметить, что этот энтузиазм был своейственен прежде всего городскому населению; племенная же верхушка восприняли весть о провозглашении республики скорее настороженно, не веря в её прочность.
Поскольку правительство, достаточно слабое и зависимое от племенной верхушки, не решалось затрагивать социально-экономические отношения — основное внимание в его работе уделялось культурной политике, и здесь были достигнуты значительные успехи. Мехабад превратился в культурную столицу всего Курдистана. Была переведена на курдский язык вся система образования в регионе. Был разработан проект введения всеобщего обязательного среднего образования для детей от 6 до 14 лет, а также введения школьной формы. Для ликвидации неграмотности среди взрослых предполагалось организовать вечерние курсы в школах. В типографии, оборудование которой было поставлено из СССР, началось активное издание литературы, в том числе учебников, на курдском языке; главным же печатным органом республики стал орган ДПИК «Курдистан». Поэты, в том числе крупный курдский поэт Хажар, вступали с публичной декламацией своих произведений на злободневные темы. Поставили также первую оперу на курдском языке. Были предприняты также шаги по эмансипации женщин: возникли женские организации, их члены помогали в создании школ и больниц.
С наступлением весны, остро встал вопрос о защите республики от возможных враждебных акций со стороны Тегерана. Верхушка местных племен не могла являться надежной опорой. Главной опорой правительства Кази Мухаммеда стали эмигрировавшее из Ирака племя барзан; 2 тысячи барзанцев во главе с военным лидером племени Мустафой Барзани составили костяк вооруженных сил республики. Договоренность между Барзани и Кази Мухаммедом была достигнута 21 или 22 марта во время праздника Ноуруза. Было решено создать ополчение из мужчин от 15 до 60 лет; Барзани был назначен главнокомандующим, ему был присвоен генеральский чин. Он немедленно сформировал из своих людей 3 батальона по 500 человек, под командованием курдов — кадровых офицеров иракской армии. С этими силами и ополчением местных племен (8.800 пехотинцев и 1700 всадников) Барзани выступил под Секкез, и 29 апреля успешно отбил наступление иранцев на высоты Карава, захватив 120 пленных, 17 пулеметов и 2 орудия. После нового успеха барзанцев при Мылькари иранцы уже не рисковали переходить к активным действиям; наоборот, курдско-азербайджанское руководство готовило наступление на Сенне, для чего из Азербайджана под Секкез были присланы 4 танка.
Отношения с азербайджанцами у курдов сначала складывались напряженно, так как в состав Азербайджана вошёл ряд территорий с курдским населением, не желавшим подчиняться Тебризу. Однако наличие общего врага в лице Тегерана заставило Мехабад и Тебриз договориться о совместных действиях; 23 апреля было заключено курдско-азербайджанское соглашение, вооруженные силы были объединены, и Барзани был признан общим главнокомандующим.
Одновременно Кази Мухаммед пытался урегулировать статус Курдистана в Тегеране. В начале августа 1946 г. он посетил Тегеран и вел переговоры с премьер-министром Каввамом ас-Салтанэ, предлагая ему признать курдскую автономию в составе Ирана. Каввам выразил принципиальное согласие, но предложил согласовать план с генерал-губернатором Азербайджана, который его и отверг.
К этому моменту Каввам заканчивал подготовку к ликвидации курдской и азербайджанской республик вооруженной силой. Ещё весной Сталин, под давлением Англии и США, был вынужден принять решение о выводе оккупационных войск их Ирана. 4 апреля между ним и Каввамом был подписан договор, согласно которому Москва обязалась вывести войска, а Тегеран — предоставить ей нефтяные концессии в Северном Иране. Войска были выведены в мае, тогда как Каввам Сталина обманул: по его приказу, меджлис отказался ратифицировать договор.
21 ноября 1946 года Каввам объявил о введении войск в Азербайджан и Курдистан «для обеспечения свободы выборов в меджлис 15-го созыва». Всего было сосредоточено до 20 батальонов. 15 декабря 1946 года иранцы, не встретив сопротивления, вступили в Тебриз; руководство ДРА бежало в СССР. После этого об обороне Мехабада думать было бессмысленно. Барзани, не желавший складывать оружия, предложил Кази Мухаммеду уйти с барзанцами; однако Кази Мухаммед решился остаться, чтобы предотвратить респрессии против населения.
Действительно, благодаря усилиям Кази Мухаммеда была объявлена всеобщая амнистия, однако вскоре, в нарушение её условий, верховные руководители Мехабадской республики были арестованы и представли перед судом. Кази Мухаммед держался на суде с большим достоинством. «Я передал ему (Барзани) флаг Курдистана, — говорил Кази Мухаммед. — И он на своих плечах несет его от горы к горе, от города к городу, от страны к стране. И придет день, когда он водрузит этот флаг на самой высокой вершине Курдистана!».
30 марта 1947 года Кази Мухаммед, его брат Садр Кази и министр обороны Мехабадской республики Сейф Кази были повешены на площади Чарчара.
В целом, Мехабадская Республика безусловно была обречена. Движение носило верхушечный характер и не пользовалось массовой поддержкой даже среди местных племен, во всяком случае среди племенной знати, которая в решительные момент не только не встала на защиту независимости, но поспешила выразить свою лояльность шаху. Республика возникла благодаря исключительным обстоятельствам (советская оккупация) и пала, как только эти обстоятельства прекратили свое действие. Однако, как пример курдской государственности и историческое воспоминание, она оказала огромное влияние на национальное самосознание курдов. В этом отношении её роль в курдской истории невозможно переоценить.
Курдистанский уезд был образован на территории Азербайджана в 1923 г., позже преобразован в Курдистанский округ с центром в г. Лачин. На курдском языке там издавалась газета "Советский Курдистан", появились курдские школы, театр. В 1926г. в уезде проживало 51,200 человек, 73% которых составляли этнические курды.
В 1929 г. Курдистанский округ был упразднен. В 1937 г. последовала депортация курдов из Азербайджана и Армении в республики Средней Азии и Казахстан. В 1944 г. туда же были выселены и курды из Грузии, депортированные вместе с турками-месхетинцами и хемшилами.


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Напишите нам


 

Hosted by uCoz